Байдарочный поход по маршруту
Осташков – Селижарово в июле 2002 года.

В мероприятии принимали участие четыре человека Антон (я, то есть), Галя, Вовка и Лена. Ставилась цель совершить небольшую прогулку на двух байдарках “Таймень-2” – пройти по Селижаровскому плёсу озера Селигер и реке Селижаровка от города Осташков до посёлка Селижарово.

Сам я живу в г. Клин Московской области, и наши лодки зимуют у меня. Поэтому, в выборе маршрута не последнюю роль сыграл тот факт, что поезд №603/604 Москва-Осташков останавливается у нас в Клину, в Осташкове и в Селижарове. Таким образом, можно было минимально уменьшить такую неприятную процедуру, как перемещение байдарок по суше на собственном горбу.

День первый 20.07.2002 ...(в начало)

Осташков платформа. Антон,Лена,Галя(20/07/02)

Поездом №604А (отправление из Клина в 9.25) доехали до Осташкова (прибытие в 19.29). После получасовых метаний по привокзальной площади узнали, что до Селижаровского плёса (местные понимают это как “до моста”) идет городской автобус №3, но отправляется он не от большой остановки “с крышей” (с этой остановки автобус едет в город), а от маленькой остановки (две лавки там стоят) немного левее. Спросив у кондукторши (милейшей женщины): “где бы нам лучше выйти, чтобы до воды поближе было”,- вышли естественно на одну остановку раньше. Для желающих “повторить” скажу, что выходить надо ПОСЛЕ моста и идти направо по ходу движения, через рельсы, через поле (луга заливные видимо) к сосенкам на берегу.

Осташков. Селижаровский плёс. Первый стоянка.Лена, Володя, Галя(20/07/02)

В поле, слева от тропинки стоит колодец с очень хорошей водой (говорят, что “вода эта святая”), но чтобы воспользоваться им, надо спросить разрешения. В ближайшем (и единственном) доме вам выдадут ведро и объяснят (если сами не сообразите) “чё с ним делать”.

Пока искупались, распаковались, поели, поставили палатку… Спать легли в половине первого.

День второй 21.07.2002 ...(в начало)

На утро была намечена поездка в Осташков за лекарствами, фотоплёнкой и канистрами с водой. Поехали мы с Галей. На весь Осташков, по-моему, есть только один городской маршрут автобуса. Эта самая тройка, на которой мы вчера приехали от станции, на самом деле объезжает весь город (по крайней мере, центральную и восточную часть). Осташков замечательный город. Такое ощущение, что курортный городок с черноморского побережья каким-то чудом оказался здесь в“глухих тверских болотах”. О самом озере Селигер ничего говорить не буду, все и так всё знают.

Селижаровский плёс. Курс на дер.Сиговка. Из города мы вернулись к двум часам. Несмотря на “глухие тверские…” и на воскресный день, мы всё купили без проблем. Собрали байдарки, упаковали вещи в гермомешки, и приготовились к выходу “в открытое море”… А на небе стало происходить что-то непонятное… То солнце светит, а то всё обложит так, что непонятно почему дождя до сих пор нет… Несмотря на явные предостережения со стороны неба и смотря на радостные вопли младших членов команды “ну поплыли же!!!” решено было немедленно отходить, пока и в самом деле не полило… Первый “гребок” был сделан где-то в районе половины пятого.

Как и следовало ожидать, через 45 минут гребли нас накрыл такой ливень, что только держись. Пришлось подойти к берегу в районе деревни Сиговка, чем вызвали громкое неудовольствие местных жителей (местной жительнецы): “…у меня тут затон, мне тут ваши лодки не к чему… всё равно вы под дождь попадёте… нечего здесь стоять…”. Но ливень мы всё-таки переждали, под полиэтиленчиком и тентом, у берега этой самой Сиговки. Дождь, кстати кончился очень быстро – через пять-десять минут максимум. И вот мы немного промокшие и наученные опытом двинулись дальше…

Не успев пройти и километра, к нам пришло понимание того, что “сейчас снова польёт” надо бы срочно искать стоянку, к тому же за мысом, на котором стоит Сиговка, начинается разлив и когда мы из-за мыса вышли, нас встретил сильный встречный ветер и весьма крутая волна. Опять подошли к берегу (на этот раз к противоположному) и опять нарвались… На этот раз приём был не в пример предыдущему: “…ребята вы лучше вон там к берегу подходите, всё равно соседи уже уезжают…”. На берегу – сосновый лес, берег капитально оборудован автотуристами-рыбаками под лагерь (стол, лавки, кострище, кострова…). В общем, решили мы остаться на ночь, хотя Осташков ещё виден на горизонте.

Разбили лагерь, поужинали и пошли погулять… Я для себя обнаружил две местных “достопримечательности”. Во-первых, осыпавшуюся и поросшую мхом боевую позицию 60-ти летней давности, напротив шоссе Осташков – Торжок. За спиной этой позиции – озеро, впереди – шоссе. Интересно, а куда они отступали… Или… А во-вторых, увидел я следы некоего локального катаклизма. Посреди леса лежит обуглевшийся ствол сосны, а вокруг в радиусе 30–50-ти метров у всех деревьев опалены корни. Для себя (абсолютно городского, далёкого от ботаники человека), я объяснил это, следующим образом – видимо молния ударила в сосну, сосна загорелась и упала, от сосны загорелся торф (опалены земля и корни деревьев), а потом пошёл дождь и всё потушил… жутенько…

Спать легли в одиннадцать, надеясь встать пораньше, чтобы назавтра пройти много-много километров… Как потом оказалось, всё это было совсем ни к чему…

День третий 22.07.2002 ...(в начало)

Селижаровский плёс. Стоянка напротив дер.Сиговка. Лена и Володя

Надо отметить, что подъёмы наши не отличались равномерностью. Люди мы разные, кто совы, кто жаворонки. Про себя могу сказать, что утром я неадекватен, и разговаривать связно до завтрака не в состоянии, поэтому во многом “благодаря” мне мы ни разу не вышли раньше половины одиннадцатого. Но в этот раз… Мы как раз в половине одиннадцатого и вышли, сразу после завтрака и непродолжительных сборов.

Селижаровский плёс. На траверсе дер.Рогожа. Погода нам благоприятствовала – яркое обжигающее солнце и немного высоких белых облаков. Селижаровский плёс довольно широкий с живописными сосновыми лесами по берегам. В деревне Рогожа (левый берег) стоит потрясающей красоты церковь с колокольней (к сожалению, на фотографиях не получилась).

Селижаровский плёс. Разлив перед мостом в дер.Панюки. В разливе перед мостом в Панюках нас встретил сильный боковой ветер и волна, которая, разбиваясь о правый борт, летела в лицо тысячей маленьких брызг (хорошо, что лето вокруг). Мы с Галей шли, держась левого берега, и видимо потеряли массу острых ощущений, потому что Володя с Леной рванули прямо посередине, что вызвало потом массу вопросов типа: “…а байдарка перевернуться может?..”… Ну что тут скажешь :-)…

В Панюках есть колодец, в котором можно набрать воды… Вода довольно мутная, хотя через день мы пили эту воду даже не кипятя её.

Пройдя Панюки и ЛЭП, мы оказались в очередном разливе (так это должно было выглядеть по карте) на половину, как назло правую, западную, нужную нам, (кому как угодно) заросшим тростником. У первого же мыса местный рыбак дружелюбно сообщил нам, ни о чём нас не спросив, что: “…сразу за мысом вам надо направо повернуть…”. После поясняющих реплик типа: “…нам бы на Селижаровку попасть… а Селижаровка оттуда вытекает?… а до Селижарово мы по ней дойдём?…” выяснили, что рыбарь всё понял правильно и нам, чтобы попасть на Селижаровку надо срочно, прямо сейчас поворачивать направо. Мы и повернули…

К этому моменту уже отчаянно захотелось кушать. А берега, как назло становились все болотистей, и хотя за полосой тростника всё ещё виднелись замечательные сосновые леса, подойти к берегу было невозможно. И ещё… Конечно же, нам оказалось нужно не направо, а довольно долго ещё вперед.

В нашем описании маршрута были слова: “… сложность заключается в попадании с плёса на речку Селижаровка (ориентир на Нижние Котицы, будку на берегу и правее в заросли камыша)”, – которые оказались самыми правильными. Если хотите попасть на Селижаровку идти нужно именно так. Примерно после часа блужданий вдоль правого берега мы увидели, как слева по курсу идут три лодки на вёслах (человек пятнадцать)… Вот им в хвост мы и пристроились. Ребята шли из Осташкова в озеро Волго. Шли они быстро, а мы никуда не торопились, поэтому мы успели перекинуться с ними лишь парою фраз.

Селижаровский плёс. Исток р.Селижаровка. Слева стоит вагончик и мужик. Место, где Селижаровка вытекает из Селигера, было примечательно для нас, будкой, вагончиком и мужиком, стоящим на берегу, и видимо живущем в этом самом вагончике. Кроме того, в одном из самых узких мест в дно вбиты колья и натянута капитальная сеть. Чтобы не угодить в неприятности нужно держаться левого берега и мужика с вагончиком. Сразу
после сетей и кольев следует опять-таки повернуть налево в узкую протоку в тростнике.

Селижаровский плёс. Исток р.Селижаровка. После протоки длинною метров 100-200 вышли в разлив и пройдя его (к берегу опять не подойти), оказались у берегов деревни Нижние Котицы. Начали активно искать место для стоянки на ночь. Особенно горячие, а может голодные, головы предлагали даже остановиться у каких-нибудь мостков в деревне и перекусить.

Селижаровка. Автомобильный мост в Нижних Котицах. Тем не менее, деревню прошли без остановок, а место для стоянки нашлось сразу же за первым поворотом после автомобильного моста. Под этим мостом, кстати, мы легко прошли, несмотря на то, что наше описание обещало нам обнос.

На берег вышли в 15:10 несколько обгоревшими и обжарившимися на солнышке. Стоянка оказалась самой лучшей за все пять дней (высокий берег с пологим спуском, редкие сосны, песок, кострище, брёвна-лавки). Высадившись на берег, мы все упали, и некоторое время просто лежали не двигаясь. Потом наспех перекусили и снова упали…

Проснулся я оттого, что слева и чуть сзади кто-то очень громко топал и чавкал. Повернув голову и открыв глаза, я обнаружил прямо перед собой здо-о-оро-о-овен-ную коровью ногу (поверьте, для такого урбанизированного товарища, как я это было очень страшно). Следующие полчаса мы занимались тем, что ждали пока это вольное (пастуха мы так и не увидели) коровье стадо покинет то место, которое мы определили для своей стоянки. Если бы не Галины знания по части “как коров гонять”, Селижаровка. Стоянка после моста в Нижних Котицах. возможно, нам пришлось бы искать другое место.

После “родео” спать больше никто не захотел. Занялись костром, поставили палатку, поужинали, рано легли и занялись просвещением меня относительно карточных игр. На мой взгляд, это “просвещение” ничем не закончилось.

День четвёртый 23.07.2002 ...(в начало)

Лена с Вовой Подъём, если можно так назвать моё пробуждение, мытьё головы (довольно увлекательное занятие), завтрак, быстрые сборы. От берега отошли в половине двенадцатого.

Гребём тихонько, не напрягаясь. Течение хорошее, само несёт. Речка довольно глубокая (не то, что прошлогодняя Медведица), коряг нет, камней нет, можно даже заснуть, если бы не берега – сплошные “стоянки” одна лучше другой и никого людей (хотя чернику кто-то всё-таки уже собрал!!!). По берегам – сосновые леса, песок. Плыть никуда не хочется, ведь поезд у нас всё-таки послезавтра…

Но плывём. Тихонько по течению, но движемся. В пять минут первого прошли обалденный деревянный мост (описание наше опять обещало обнос), жаль только, что никто не додумался это чудо сфотографировать.

После моста левый берег становится круче и “замечательные стоянки” куда-то пропадают. Справа – “берёзы и липы в кустах и болоте”, слева – на высоком, обрывистом берегу “вековые ели и ёлки”. Левый берег иногда спускается, но тогда ели сменяются на кусты и болото. Стоять здесь негде.

Галя и Антон Спустя минут тридцать-сорок проходим Уревы. Маленькая деревушка (меньше десяти домов). Проплывающий навстречу, местный житель говорит, что колодца в деревне нет, и смотрит на нас, как на инопланетян. Местным собакам мы тоже не понравились, поэтому не останавливаемся, идём дальше.

Скучно. Речка без сюрпризов. Слева – болото, справа – то болото, то ёлки на высоком берегу.

Будка в кустах Хочется накрыться шляпой и заснуть, но гребём. Тихонько, но гребём. Минут через сорок-пятьдесят справа на берегу в зарослях какого-то “орешника” видим будку, очень похожую на будки в каких милиционеры раньше на перекрестках сидели. Ни тропинки, ни мостков, просто будка посреди леса.

Через некоторое время на левом берегу видим два дома. На моей “двухкилометровке” эти дома помечены, как “сараи”, а на купленной в Осташкове “километровке” эти дома носят гордое название “Яровынь” (никто не знает, что это значит?). Ни людей, ни лодок, просто два дома, но явно жилых. Становится голодновато, но идём дальше. Здесь на моей “рабочей” карте – белое пятно, всё равно идём. Смотрим место для привала, “для обеда”.

Селижаровка. Обед где-то между Яровынь и Коптево Когда кушать хочется уже очень, а от бесконечных кустов и поворотов уже глаза болят, решаем, что стоит забраться в гору и пообедать. “Обед” наш длится с 14:25 до 16:00 (всё задокументировано).

В 16:00 отходим с целью найти приличное место для ночёвки. Это довольно проблематично. Правый берег даже не рассматривается – болото оно болото и есть, а левый, если и попадаются приличные места, то либо высоко, либо к берегу не подойти. В конце концов, решено “лезть в гору”. В 17:00, на очередном повороте видим высоко слева лавки и подходим к берегу. Желающие купаться – купаются. Некоторых приходится вывозить на лодках, так как за время “купания” их сильно снесло вниз по течению, а на берег забраться нет никакой возможности.

Сохнем, таскаем вещи, готовим ужин…

И вдруг ба-бах. Гром. Посмотрели на небо, а солнца-то и нет уже вовсе. Срочно ставим палатку и прячем вещи, ужин и себя. Ужинаем в тамбуре. Снаружи – сильный ветер, но дождь если и идёт, то мелкий. Опять учимся играть в карты (даже не спрашивайте меня, в какие игры!). Спим. Ночью временами идёт дождь…

День пятый 24.07.2002 ...(в начало)

Селижаровка. Стоянка в районе Коптево И утром тоже, но дождь, то есть, то нет. Завтракаем на улице, как белые люди.

К обеду (на обед таки сварили рыбный супчик, не обольщайтесь, из консервов) небо немного проясняется, даже палатка высохнуть успела. Обедаем и собираемся в очередной переход. Команда бурчит по поводу того, что опостылело так часто собирать и разбирать вещи, продукты, мешки…

В 15:50 отходим от берега. План такой – дойти до деревни Шихино. Встать напротив неё, а завтра утром сделать последний рывок, в полчаса дойти до Селижарово и успеть на поезд в 13:53.

Идём, гребём, не напрягаясь, течение всё ещё хорошее. Как и следовало ожидать, самая лучшая стоянка находится “через пять минут вниз по течению от того места, где вы остановились” – замечательный сосновый бор на правом берегу, пологий подъём и песочек. Обидно, конечно, но идём дальше. Небо пасмурное, время от времени накрапывает мелкий дождик. Мы встречаем его лицом, не прячась под свои “тентики”.

Селижаровка. Деревня Хилово. Лена и коровка Минут через сорок проходим Хилово (правый берег). Не знаю, почему такое название – дома в этом Хилове совсем нехиловые. С балкона одного такого не хилого дома у нас “вежливо” интересуются: “Как гребётся?”, – мы “вежливо”, с хрипом отвечаем: “Хр-оро-ошо”.

высокие сосны Ещё три поворота и видим на правом берегу деревню Хиловец. Она конечно похилее Хилово будет, но всё равно – дорога, электричество. Река здесь на повороте ускоряется и образуется что-то типа маленького “перекатика”. Это конечно не настоящий перекат, но хоть какое-то развлечение. Сфотографировать развлечение не успеваем.

Проходим ещё пару, тройку (да кто их считает) поворотов. Подмытый правый берег очень красивый – высоко-высоко над песчаным обрывом стоят огромные сосны.

Селижаровка. Деревня Берники. Вова и кошка. Дождик перестаёт быть мелким. Соединяем лодки, накрываем их общим тентом и тихонько сплавляемся. Перекусываем, чем бог послал (сухари, колбаса, да вода из Панюковского колодца).

Селижаровка. Деревня Шихино. Антон,Галя и камень Воробей. Тихо мирно доезжаем до Никулино (правый берег) и Берники (левый берег). Дождик вроде кончился, расцепляемся. Проходим ещё один “перекатик-развлеченьице” и после очередного поворота видим Шихино.

На повороте реки в деревне Шихино в воде стоит огромный камень – камень-Воробей. Мы конечно фотографируемся.

Младшие чины, имеющие слабое представление о том, что такое “золотая деревенская молодёжь” начинают разговоры разговаривать о том, чтобы пойти в Селижарово и посмотреть нельзя ли там где-нибудь остановиться. Старшие чины, будучи морально неустойчивыми, перед младшими чинами, идут у последних на поводу, и мы дружно гребём в Селижарово.

Селижаровка. Ж/д мост в Селижарово. Минут через пятнадцать проходим железнодорожный мост в Селижарово и начинаем искать место, где бы встать так, чтобы местным не очень глаза мозолить. Селижарово, конечно, по московским меркам не город, но посёлок достаточно крупный по берегам сплошные частные дома и дачи. Правый берег довольно резко уходит вверх, левый – тоже уходит, но не так круто. После железнодорожного моста поворачиваем налево, проходим под подвесным мостом и делаем ещё один поворот налево. За мостом народ купается. Купальщики провожают нас недобрыми, но заинтересованными взглядами. Проходим ещё метров двести и пристаём к левому берегу – он пологий, к тому же в их местную грязь кто-то “добрый” положил доски (гвоздей вроде нет). С правого берега слышна громкая музыка. Вовка с Ленкой уходят на разведку. Время 18:00.

Вовка с Ленкой вернулись минут через десять – пятнадцать и сказали, что до станции здесь очень недалеко, но стоять тут нельзя. На противоположном берегу проходит какой-то концерт, и спать не дадут точно, кроме того, нас угораздило высадиться чуть ли не в центре города и народа вокруг если сейчас и нет, то только потому что все на “концерте”.

Теперь уже пошли мы с Галей искать место, куда можно было бы отойти. Ближайшее более или менее пригодное место оказалось в полутора километрах за железной дорогой. Имея за плечами двух девушек, две лодки и два рюкзака решили, что “мы по-любому не дойдём”. Решили остаться здесь. Вовка с Ленкой отправились на противоположный берег за продуктами и водой (с тех пор, как мы увидели в реке “моторку”, воду решили из речки не пить).

Пока они “бродили в поисках” по противоположному берегу к нам с Галей подошли двое местных на предмет “…поговорить… а то ведь здесь и поговорить не с кем…”. Драк не хотелось. Поговорили. Оказалось, что в Селижарове сегодня “день города”. Вот угораздило-то!

Приплыли Вовка с Ленкой. Начали перетаскивать вещи с берега, подальше в кусты. Я с местными остался сидеть на берегу, по возможности стараясь отваживать их от места нашей стоянки. Пришлось и самогончика выпить малость. Ну не хотелось выяснения отношений. Сейчас этих прогонишь, а где гарантия, что они часа через два не придут большой гопой “москалей бить”. В общем, в результате миром разошлись с наилучшими пожеланиями с обеих сторон.

Местные эти (Костя и Сашок) для меня были интересны ещё и тем, что, на мой взгляд, являлись типичными представителями “золотой сельской молодёжи”. Костик шесть лет по Чечне с автоматом бегал, всякого навидался, и крыша конечно от этого дела поехала. Сашок – тот просто спился от хронического безденежья и безработицы. Можно, конечно долго рассуждать, что сами мол виноваты, сами свой путь выбрали, но таких блин 130 миллионов из 150-ти, если конечно есть ещё 150 миллионов. Грустно…

Часов в одиннадцать-двенадцать, спровадив “гостей” и поставив палатку, попытались уснуть. Какой там! Мы часов до трёх слушали про “…штаны из берёзовой коры…”, про “…если ты беременна…” и всякое разное, что считается в Селижарове “супер-пупер модной музыкой”. Даже и не знаю смеяться или плакать…

День шестой 25.07.2002 ...(в начало)

Селижарово. Последняя стоянка. На противоположном берегу - стадион. Утро. Про то, как мы спали лучше вообще не говорить. Ночью был дождь. И утром был дождь. И когда проснулись (часов десять, наверное) тоже был дождь. К счастью, где-то в половине одиннадцатого, дождь перестал, и мы решили, что надо ловить момент.

Завтрак, процедуры (это я про свой подъём рассказываю :-) ). Собираем вещи. Байдарки и палатка вроде начали подсыхать. Разобрали каркасы у лодок, протёрли “шкуры” и тут снова начало моросить. Накрыли шкуры тентом, посмотрели на небо и поняли, что лучше ехать с мокрыми “шкурами” и палаткой, чем не ехать вообще. Начали упаковывать лодки. Тут ещё какой-то датый местный нарисовался. Начал ходить вокруг нас, глазеть заинтересованно на наши “железочки”. Потом советовать начал куда нам, по его мнению, плыть надо (нет-нет, вполне литературно выражался), восхищался тем, как мы “лихо” всё сворачиваем. Впрочем, внимания на него обращали не больше, чем на громкоговоритель на столбе и видимо, поняв, что плыть (куда он нас послал) мы не собираемся, местный испарился. Ну и бог бы с ним.

Несмотря на то, что все пять дней мы усиленно ели, оказалось, что уменьшился только Вовкин рюкзак, мой же просто стал немного легче. Впрочем, этого всё равно не ощущалось.

Селижарово. Привокзальная площадь До станции было недалеко и мы довольно бодро, и довольно быстро дошли. Что-то около часа мы подошли к вокзалу и сфотографировались на фоне местного танка.

Клин. Только что выгрузились с поезда. Билеты у нас уже были и мы, дождавшись поезда, спокойненько сели в наш плацкарт и доехали до Клина (прибытие в 21:10).

Не могу судить, насколько достоверно мне тут удалось отразить действительный ход событий. Это исключительно мой взгляд на то, что было. Желающим повторить желаю удачи.

P.S.: Да вот ещё что. Местные (в Селижарове), сказали, что вода сейчас очень низкая и река сильно обмелела, что в нормальном состоянии уровень воды сантиметров на восемдесять, а то и на метр выше. И тогда понятными становятся фразы из нашего описания, об обносах мостов в Нижних Котицах и ширине Селижаровского плёса аж до двух километров. Наверное, и речка сама несколько интереснее по большой воде.